-
Новинки
-
Каски и шлемы пожарного и спасателя
-
Фонари для пожарных и спасателей
-
Обувь пожарного
-
Перчатки пожарного и спасателя
-
Боевая и защитная одежда пожарного
-
Пневматический аварийно спасательный инструмент
-
Ручной аварийно-спасательный инструмент
-
Портативное осветительное оборудование
-
Пожарные прицепы
-
Спасение на льду и воде
-
Пожарно-техническое вооружение
-
Аксессуары к обуви
-
Стволы пожарные
-
Мостики рукавные
-
Плавающие мотопомпы
-
Снаряжение для звеньев ГДЗС
-
Вентиляторы дымоудаления
-
Складные эвакуационные носилки
-
Индикаторы жидкости
-
Каталоги в .PDF
Календарь «Архитектурное наследие» 2025 г.
13-й выпуск календаря на 2025 год «Архитектурное наследие».
Просветительский проект «Пожарные Каланчи России» - совместный проект ООО Компания «Спотви» и Общероссийской общественной организации ВДПО.
Координатор проекта: Александр Васильевич Чудаков
Дизайн: Юлии Двоеглазовой
В настоящем издании календаря использованы:
- фотоснимки современных видов пожарных каланчей. Фотожурналист Геннадий Смирнов.
Компания «Спотви» выражает признательность:
- Геннадию Викторовичу Смирнову — фотожурналисту, за многолетнюю работу по фотосъемке современных зданий и сооружений пожарной охраны;
- руководителям ЦС ВДПО: Алексею Георгиевичу Крылову, Владимиру Владимировичу Кудрявцеву и Михаилу Михайловичу Верзилину за проявленный интерес к просветительскому проекту «Пожарные каланчи России» и его всестороннюю поддержку.
Январь 2025. г. Санкт-Петербург. Пожарная каланча, 1906–1907 гг. Архитектор Ф. А. Корзухин
Здание пожарной части построено в Галерной Гавани в 1906–1907 гг. по проекту архитектора Ф. А. Корзухина в стиле «русский модерн». К этому времени для связи между пожарными частями стали использовать телеграф, и пожарная каланча уже не имела утилитарного значения. Поэтому это была первая постройка такого вида, где вместо привычной каланчи — небольшая башенка. В правой части здания над окном видна икона «Неопалимая Купина».
Здание является памятником истории культуры регионального значения. В настоящее время здание используется по своему прямому назначению: тут квартирует пожарно-спасательная часть № 18.
Федор Алексеевич Корзухин
Федор Алексеевич Корзухин (1875–1942), художник-архитектор. В 1901 году окончил архитектурный факультет Императорской Академии искусств.
В начале XX века работал в стиле модерн. Являлся членом петербургского Общества архитекторов и Общества архитекторов-художников. В советский период строил преимущественно гидроэлектростанции. В начале 30-х годов работал в Днепрострое. В 1934 году спроектировал Ярославскую ГЭС.
Февраль 2025. г. Петровск, Саратовская область. Пожарная каланча, 1884 г. Архитектор М. К. Геппенер
К 1912 году на выделенные средства от Купеческого собрания города и прочих жителей было завершено строительство нового здания для пожарной части. Здание из красного кирпича, двухэтажное, с каланчой. Первый этаж предназначался для пожарных насосов на конной тяге, второй — для размещения пожарных. Пожарная каланча двухярусная, восьмерик на четверике. Каланча увенчана круговой обходной галереей, по которой круглосуточно ходил дозорный. В архитектуру здания явно заложены идеи архитектора М. К. Геппенера, что подтверждает сохранившееся в первозданном виде здание пожарной части в Сокольниках города Москвы, построенное им еще
в 1884 году.
Здание является объектом культурного наследия. Сегодня двухэтажное здание с каланчой продолжает нести свою службу: сейчас здесь размещается пожарно-спасательная часть № 52.
Максим Карлович Геппенер
Максим Карлович Геппенер (1848–1924), русский архитектор немецкого происхождения. В 1865–1869 годах Максим Геппенер учился на строительном отделении Политехникума в Германии, параллельно приезжая в Москву для выполнения архитектурных заказов. Геппенер работал в Москве в Строительном совете городской управы. Главный архитектор коммунальных служб города. Его архитектурные идеи нашли свое воплощение при строительстве целого ряда зданий для пожарных частей в городах России.
Март 2025. г. Острогожск, Воронежская область. Пожарная каланча, 1880 г. Архитекторы Н. И. Крамской, С. Л. Мысловский
Здание пожарной части построено в 1880 году по проекту воронежского архитектора С. Л. Мысловского. Здание пожарного депо было спроектировано одноэтажным, с каланчей по центру. По двум сторонам от каланчи симметрично располагались два крыла здания с арочными проездами. Каланча представляет собой восьмигранную башню, в основании которой — двухэтажный четверик.
В начале XX века пожарное депо меняет свой профиль. По проекту архитектора Н. И. Крамского над частью строения был надстроен второй этаж, в котором обустраивают картинную галерею. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало, но было восстановлено.
Пожарная каланча открыта для посещения, на нее можно подняться, чтобы взглянуть на Острогожск с 20-метровой высоты. Сегодня в здании с каланчей расположен Острогожский историко-художественный музей имени живописца И. Н. Крамского.
Николай Иванович Крамской
Николай Иванович Крамской (1863–1938), архитектор. В 1891 году окончил Академию художеств. До 1924 года работал архитектором при Зимнем дворце. Среди работ архитектора — жилые покои и сад у западного крыла Зимнего дворца. В 1907 году выполнил проект надстройки пожарной части в городе Острогожске для размещения картинной галереи имени И. Н. Крамского.
Апрель 2025. г. Благовещенск, Амурская область. Пожарная каланча, 1896 г. Архитектор Э. И. Шефер
В 1896 году рядом со зданием полицейского управления было построено здание для пожарного обоза. Здание двухэтажное, из красного неоштукатуренного кирпича. Несмотря на обилие декоративных элементов, здание отличается строгостью и лаконичностью. С северной стороны здания возведена пожарная каланча. Конструкция каланчи уникальна. Ее деревянный каркас из бревен стянут металлическими тягами, внутри которого идет лестница с деревянными ступенями.
В каждом ярусе четыре окна, и все они украшены деревянной резьбой и ориентированы на четыре стороны света. В здании сохранилась одна из печей отопления и лестница с литым ограждением в виде Эйфелевой башни.
Комплекс зданий, возведенный по проекту военного инженера и архитектора Э. И. Шефера, является памятником архитектуры, который восстановлен до первоначального вида. В наши дни здесь расположено Управление Федеральной миграционной службы.
Эдуард Иванович Шефер
Эдуард Иванович Шефер (1856 — после 1916) — военный инженер, выпускник Николаевской инженерной академии. В 1880-е годы Э. И. Шефер служил в инженерном управлении Приамурского военного округа. Карьера и архитектурное творчество Эдуарда Шефера связаны с Благовещенском. Начав деятельность в качестве рядового военного инженера, он закончил ее в чине генерал-майора. Состоял гласным городской Думы.
В 1900 году, во время осады Благовещенска, Э. Шефер командовал дружиной ополчения. Он также был участником Первой мировой войны.
Май 2025. г. Клинцы, Брянская область. Пожарная каланча, 1911 г. Архитектор А. З. Гринберг
В 1911 году по проекту архитектора А. З. Гринберга было построено новое здание городской думы, к которому примыкало помещение для пожарного обоза и высокая кирпичная каланча, до сих пор украшающая панораму города. Своеобразной архитектурной особенностью каланчи является ее стиль, напоминающий северный модерн. Ее часто называют ратушей.
Сегодня здесь расположен офис Сбербанка.
Александр Зиновьевич Гринберг
Александр Зиновьевич Гринберг (1881–1938) — архитектор-художник, профессор Московского архитектурного института, выпускник Одесского художественного училища и Императорской Академии Художеств. Активный участник и победитель многих архитектурных конкурсов 1920–1930-х годов. Автор проектов жилых и общественных зданий в Нижнем Новгороде, Ростове, Махачкале, Тамбове, Туле, Йошкар-Оле, Брянске, Новосибирске и других городах.
Июнь 2025. г. Советск, Кировская область. Пожарная каланча, 1906 г. Архитектор И. А. Чарушин
Романтическая «готическая пагода» пожарной каланчи взметнулась ввысь в 1906 году. Автор проекта, архитектор И. А. Чарушин, в тот период творчества увлекался неоготикой. Ложные стрельчатые окна, красный кирпич в сочетании с белым декором, ажурный балкон и причудливый металлический шпиль — все вместе создает впечатление легкости и изящества пожарной каланчи. Ее высота — 28 метров.
Сооружение является одним из архитектурно-исторических символов города рубежа XIX–XX веков. Здание пожарного депо занесено в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Сегодня здание используется по прямому назначению — здесь расположена пожарная часть № 54.
Иван Аполлонович Чарушин
Иван Аполлонович Чарушин (1862–1945) — русский инженер-архитектор, оказавший значительное влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья. Окончил Петербургскую Академию художеств с большой серебряной медалью и получил звание архитектора-художника. С 1890 по 1893 год работал на острове Сахалин инженером-архитектором. С 1893 года — губернский архитектор в Вятке. Проектировал земские школы, церкви. Также Чарушину принадлежит проект пожарной каланчи в Сарапуле, построенной в 1887 году.
Июль 2025. г. Омск. Пожарная каланча, 1912-1915 гг. Архитектор И. Г. Хворинов
В 1912 году по проекту архитектора И. Г. Хворинова началось строительство цилиндрической пожарной каланчи из красного кирпича в стиле эклектики с элементами классицизма, модерна и русского стиля. Строительство завершено в 1915 году, и каланча поныне производит жизнерадостное впечатление контрастом красных стен и белого декора, мощью основания и изяществом кокошников. Каланча стала самым высоким зданием города (36 м) и долго сохраняла свой приоритет. С 2002 года на смотровой площадке каланчи бессменную вахту несет «дозорный» дядя Кузьма.
В 2006 году памятник был подвергнут реставрации и стал одной из ярких достопримечательностей города. В наши дни пожарная каланча украшает фасад здания, в котором размещается ГУ МЧС России по Омской области. В здании открыт музей истории развития пожарного дела.
Илиодор Геннадьевич Хворинов
Илиодор Геннадьевич Хворинов (1835–1914) — губернский архитектор Нижнего Новгорода. По его проекту возведен Гостинный двор Нижегородской ярмарки. В 1901–1906 годах — главный архитектор Омска. Окончил Петербургское строительное училище. Первым значительным проектом мастера в Омске стало строительство здания музея Императорского географического общества. Под его руководством осуществлялось строительство Театра драмы. Последним проектом архитектора стало строительство пожарной каланчи в Омске.
Август 2025. г. Москва. Пожарная каланча, 1924–1927 гг. Архитектор А. В. Щусев
Под пожарную часть здание приспособили в 1924–1927 годах. Тогда с северной стороны дома пристроили трехэтажную каланчу. Ее фасады выполнены из кирпича и повторяют декор первого этажа пожарной части. Проект реконструкции здания выполнен в архитектурно-проектной мастерской Моссовета, предположительно, архитектором А. В. Куровским под руководством знаменитого архитектора А. В. Щусева. В 2016 году в здании произошел пожар, во время которого сильно пострадали второй этаж и кровля, а лестница, ведущая на третий этаж каланчи, разрушилась. В ходе реставрации в 2022 году специалисты воссоздали здание по историческим чертежам.
Сегодня дом с каланчой является объектом культурного наследия регионального значения. Он представляет собой уникальный образец исторической застройки рабочих окраин Москвы начала XX века.
Алексей Викторович Щусев
Алексей Викторович Щусев (1873–1949) — окончил Санкт-Петербургскую академию художеств. Среди его наставников были И. Репин и А. Куинджи. За свою почти полувековую карьеру А. В. Щусев успел возвести здания в стилях модерн, авангард, сталинский ампир. Среди наиболее значимых работ Щусева — Мавзолей Ленина. Алексей Викторович приложил руку к строительству Большого Москворецкого моста и второго корпуса Третьяковской галереи, Казанского вокзала, станции «Комсомольская» Московского метрополитена.
Сентябрь 2025. г. Пермь. Пожарная каланча, 1883 г. Архитектор Р. И. Карвовский
Здание пожарного депо возведено в 1883 году по проектам архитекторов Р. И. Карвовского (каланча) и В. В. Попатенко (само депо). Каланча расположена по центру здания, имеет восьмигранный купол. Здание — типичный образец пожарного депо XIX века — имеет прямоугольную форму, фасад ориентирован на восток. Каланча — восьмерик на четверике.
Здание в 2014 году признано памятником культурного наследия регионального значения. Пожарная часть здесь располагалась до 2018 года. Сегодня здание нуждается в капитальном ремонте.
Рудольф Иосифович Карвовский
Рудольф Иосифович (Осипович) Карвовский (1830–1896) — российский гражданский инженер и архитектор литовско-польского происхождения. В 1850 году окончил Петербургское строительное училище. После работал в Пермской строительной дорожной комиссии. В 1865 году Р. Карвовский стал младшим архитектором в строительном отделении Пермского губернского правления. В дальнейшем он работал помощником производителя работ, затем городским архитектором. В 1874 году получил должность губернского архитектора в Уфе.
Октябрь 2025. г. Самара. Пожарная каланча, XIX–XX вв. Архитектор А. А. Щербачев
Комплекс зданий пожарной части в Самаре был построен на рубеже XIX–XX вв. известным самарским архитектором А. А. Щербачевым в историческом центре города. 26-метровая пожарная каланча в то время была самой высокой постройкой в городе. Она служила для пожарных наблюдательной площадкой и позволяла вовремя разглядеть клубы дыма начинающегося пожара в любой точке города.
К середине XX века пожарная каланча была снесена, а сам комплекс зданий постепенно ветшал и разрушался. В 2012 году по инициативе депутата Государственной Думы А. Хинштейна были начаты работы по восстановлению данного объекта. Каланча заново отстроена по старым чертежам.
Сегодня этот архитектурный комплекс является объектом культурного наследия города, объединяющим в себе образовательное учреждение МЧС России и Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области.
Александр Александрович Щербачёв
Александр Александрович Щербачёв (1858–1912) — самарский архитектор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880 году за ученический проект здания окружного суда Щербачёв получил малую серебряную медаль. Учился в Академии художеств, которую закончил с Большой серебряной медалью за составление проекта церкви. В 1886 году получил звание классного художника за проект «Великокняжеский дворец в столице». В 1886 году Щербачёв переехал в Самару, где занимал должность городского архитектора.
Ноябрь 2025. г. Москва. Пожарная каланча, 1897 г. Архитектор А. О. Гунст
В начале XIX века были построены Хамовнические казармы. При них действовала православная церковь. В 1897 году архитектор А. О. Гунст переделал колокольню церкви в пожарную каланчу и встроил ее в здание пожарной части. Реставрационные работы здания проведены в 2011–2014 гг. Были отреставрированы каменное основание каланчи и детали белокаменного декора фасадов. Восстановлены кирпичная кладка стен и оконные проемы. Заменены перекрытия между ярусами четверика и восьмерика. На площадке установлена восьмигранная будка с куполом. Установлен шпиль с ажурным завершением. Шатер, смотровая площадка, крыша будки и шпиль защищены медным покрытием. Здание каланчи приобрело первоначальный облик.
Сегодня здание занимает пожарная часть № 17, которая с 2000 года носит имя Героя Советского Союза, капитана внутренней службы Алдуненкова Петра Ефимовича.
Анатолий Оттович Гунст
Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) — русский архитектор, художник, преподаватель и театральный деятель. В 1882 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры. Один из мастеров московского модерна, автор многочисленных построек в Москве. Наиболее известным строением архитектора является Дом Ученых на Пречистенке. Основатель и директор Училища изящных искусств.
Декабрь 2025. г. Оренбург. Пожарная каланча, 1875 г. Архитектор Н. Ф. Брюллов
Здание построено в 1875 году. В это же время и по одному проекту было построено аналогичное здание пожарной команды в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Н. Ф. Брюллов. Пожарная часть расположена на самом высоком месте города, откуда открывался вид на все основные районы того времени. Тип архитектурной композиции каланчи — «восьмерик на четверике». Каланча высотой до 20 метров оснащена винтовой лестницей, ведущей на смотровую площадку. Здание каланчи сохранилось почти в первозданном виде.
Сегодня пожарная каланча является важной частью архитектурного облика города. Символом того времени стал манекен караульного пожарного по имени Федот, который, как и сто лет назад, стоит на страже города. Ночью здание и каланча украшаются эффектной подсветкой. Сейчас в здании находится Главное управление МЧС России по Оренбургской области.
Николай Фёдорович Брюллов
Николай Фёдорович Брюллов (фон Брюлло) (1826–1885) — русский архитектор, академик и профессор Императорской Академии художеств. В академии преподавал строительное законоведение. Его статьи по архитектурным вопросам публиковались в специализированных изданиях.
Н. Ф. Брюллов был автором зданий полицейских управлений, а также пожарных депо с каланчами в Санкт-Петербурге и Оренбурге.